Вечером 19 июня сотрудники шведского посольства обзвонили некоторые аккредитованные турфирмы и объявили, что с завтрашнего дня и до 3 июля прием документов прекращается. Дескать, консульство переходит на работу с новой компьютерной программой, и на это требуется две недели. С третьего же июля срок обработки документов будет продлен с пяти до десяти рабочих дней.
На вопросы "что же нам сейчас делать с уже проданными турами, с документами, которые мы готовились сдавать завтра?" консульство ответило, что туры придется отменить. Подтверждать свой отказ документально посольство оказалось. Таким образом, объяснять ситуацию туристам и партнерам, а также в полной мере возвращать и тем и другим деньги теперь придется самим туркомпаниям. "Тогда мы позвонили нашему партнеру в Швеции и объяснили ситуацию. - Рассказывает Елена Виноградова, глава московского филиала фирмы "Вэст-Тревел". - Он в свою очередь перезвонил в посольство, чтобы попробовать хоть как-то уладить дело. И ему ответили, что проблем у посольства никаких нет, и визы выдаются как обычно. Оказывается, это мы обманываем своего партнера!" По предварительным подсчетам, от обновления компьютерных программ консульства, затеянного в разгар сезона, пострадают около 800 российских туристов и более десятка фирм.
Когда подобную внутреннюю реформу проводило посольство Финляндии, все турфирмы были предупреждены об этом за две недели, и само преобразование заняло три дня. В свете этого особую пикантность ситуации придают многочисленные публикации в прессе, связанные с ситуацией в итальянском консульстве: шведское посольство с завидным постоянством подается как пример вежливости и антипод "нехорошего" итальянского консульства.