31 октября в "Интерфаксе" прошла пресс-конференция авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии". Заявленная тема: "Глобальный кризис авиаперевозок и деятельность Аэрофлота с учетом новой реальности".
Главными участниками встречи были генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов и ее коммерческий директор Евгений Бачурин.
Как известно, с конца октября Аэрофлот перешел на зимнее расписание. В связи с этим разговор коснулся последних изменений в сетке полетов. Особое внимание присутствующих было обращено на то, что рейс Москва-Чикаго не закрыт, а всего лишь приостановлен. Теперь в Чикаго пассажиры попадают через Торонто. Для их удобства и оптимальности стыковки вылет из Москвы в Торонто осуществляется на два часа раньше обычного времени.
Основные туристические направления на зимний период сохранены. Так что обязательства перед туристическими фирмами не нарушаются.
Пока в Аэрофлоте сокращения штата не было. Однако Валерий Окулов не исключает подобных мер в будущем: никому ведь не известно, сколько времени продлится кризис, начавшийся после событий 11 сентября.
Для безубыточного завершения года Аэрофлоту необходимо сокращать свои расходы. В кризисном четвертом квартале потеря авиакомпании составила 18 миллионов долларов. Результаты предыдущих 9 месяцев были, напротив, очень хорошими. И теперь, по словам Валерия Окулова, "жирок", накопленный за это время, придется как-то распределять, дабы в конце года не подсчитывать убытки. Журналисты долго допытывались у руководства авиакомпании, какими будут результаты года, ожидается ли прибыль. И если в начале разговора гендиректор говорил о своем "консервативно-пессимистическом подходе" и исключительном расчете на безубыточность, то в итоге выяснилось, что чистая прибыль все-таки будет и составит 230 - 250 миллионов рублей. Эта сумма - в два раза меньше запланированной.
Коснулся разговор и терминала "Шереметьево-3". Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, проект его сооружения будет продвигаться дальше, поскольку, как заявил Окулов, без "Шереметьево-3" у Аэрофлота нет будущего. Конечно, сроки постройки несколько сдвинулись. Если раньше планировалось завершить строительство в ноябре 2003 года, то теперь - лишь в апреле 2004. Однако необходимость возведения нового терминала даже не обсуждается. Только с его помощью Аэрофлот сможет составить достойную конкуренцию другим авиакомпаниям. "Это супер-знаковый проект", - сказал гендиректор авиакомпании.
Многие проблемы - например, обновление флота - отходят на второй план. На первом, я напомню, - безубыточное завершение года и достойное обслуживание пассажиров. Конечно, в связи с последними событиями усложнились многие процедуры (в частности, миграционные и досмотровые). Безусловно, они доставляют много хлопот. Однако в то же время все аэропортовые изменения должны повысить доверие пассажиров. Совет директоров недавно утвердил бюджет на 2002 год. Особая статья нового бюджета посвящена обеспечению безопасности. 8 миллионов долларов - такова ее новая "цена", и, по словам Валерия Окулова, эта сумма значительно выше, чем в прошлом году.
В связи с увеличением расходов на безопасность повышаются и тарифы. Этой меры Аэрофлот избежать просто не может. Сокращения тарифов добиваются только те авиакомпании, которые получают поддержку или специальные субсидии из бюджета, как, например, американские. Аэрофлот такой поддержки не имеет. Государственные гарантии по военным рискам предоставлены всего лишь до 1 декабря 2001 года. Пролонгироваться они не будут.
Падение на рынке грузовых перевозок также есть. Наметилось оно уже весной и, конечно, усугубилось осенью. Однако стабильные контракты и направления в грузовых перевозках у Аэрофлота сохраняются.