Новости

Я с детства мечтал о путешествиях…

На этой неделе в уютной обстановке за чашкой кофе мне довелось побеседовать с интереснейшим человеком – заместителем директора туристической компании «Интерюнион-М» Дмитрием Мирзояном.

Дмитрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, почему, выбирая профессию, Вы остановились именно на туристическом бизнесе?

Мне с детства очень хотелось путешествовать. Тогда это было очень сложно - мы были закрытой страной. Первую свою поездку я совершил в 1974 году. Чудом удалось вырваться в ФРГ, на чемпионат по футболу. Остались незабываемые впечатления. Тогда я окончательно утвердился в намерении связать свое будущее с путешествиями. В туризме я работаю с  ‘78 года. Начинал, будучи комсомольцем, еще в «Спутнике». Долгое время работал в Праге.

Теперь Вы занимаете ответственный  пост в Интерюнион-М». Вы не могли бы познакомить читателей с вашей компанией?

Ну что ж, наша компания была создана в 1992 году…

А вот, кстати, когда компания только появилась, предполагалось ли какое-то ее отличие от других? Может, какой-то конёк в работе. Как выдержать конкуренцию на туристическом рынке?

Трудно найти какое-то резкое отличие… Пожалуй, его и нет. Просто конкуренцию всегда выдерживает тот, кто, во-первых, может пройти проверку временем, а во-вторых, умеет удержать равновесие между высоким качеством и доступной ценой. Наши клиенты – это средний класс. Мы рассчитываем именно на них. И у нас очень много постоянных клиентов.

Как же завоевать постоянного клиента?

Я думаю, главное в этом деле – человеческий подход. Понимаете, когда я рассматриваю какой-то новый тур, и мне что-то непонятно, например,  в условиях проживания, это значит, что так же непонятно будет и моему покупателю. Поэтому моя задача уточнить все детали так, как будто я подбираю путевку для себя самого. Конечно, это кропотливая работа, но только так можно добиться признания в клиентской среде. Кроме того, с покупателем необходимо быть предельно откровенным.

Наверное, стать сотрудником «Интерюнион» очень не просто.

В общем, да. Я считаю, что в нашем деле нельзя быть необразованным человеком. Более того, просто необходимо быть эрудитом. Чтобы составить интересный тур по Франции необходимо знать не только Париж и Версаль. Нужно уметь заинтересовать клиента рассказом о стране. Ну, а для этого, понятное дело, надо много знать. Поневоле становишься и культурологом, и историком, и лингвистом, не говоря уж о том, что в нашей профессии просто необходимо быть психологом. Клиент требует бережного к себе отношения. И к каждому нужен индивидуальный подход

Дмитрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как в «Интерюнион» происходит выбор туристических маршрутов? Были ли вы первооткрывателями какого-либо направления?

Нет. Сразу скажу – мы не революционеры. Может быть, кстати, именно это – наша отличительная черта. Мы рисковых путей не ищем. Предлагаем Испанию, Италию, Португалию, страны Бенилюкс, Чехию, Францию, Андорру, Канарские острова, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Тайланд. Все эти направления хорошо изучены, проверены. Это гарантия спокойствия для клиента – никаких эксцессов не будет. В чем-то это гарантия и  для нас. Незнакомый маршрут может не привлечь покупателя, снизить спрос, а соответственно и доход. Это чистая экономика. Хотя разрабатывать новые направления очень интересно. Это заманчивая перспектива. Что ж, возможно, в будущем…

А какие новые направления предложили бы Вы?

Из кардинально новых и неожиданных – путешествия по бывшим странам СНГ. Это же потрясающе,  поехать, например, в Узбекистан. Самарканд - это же один из центров восточной цивилизации. Сколько там интересного! Или отдохнуть в Грузии… А чем  плохо побережье Каспийского моря в Азербайджане? Но Вы же понимаете, что это всё, конечно, маршруты далеко не сегодняшнего дня.

Чтобы работать с зарубежными странами, как это делает ваша фирма, нужно иметь иностранных партнеров. Расскажите, пожалуйста, как строятся отношения с ними? Как вообще находятся зарубежные партнеры?

Здесь, как правило, срабатывает одна очень простая вещь. «Землячество», что ли. Не знаю, как понятнее Вам объяснить. Как правило, в любой стране находится человек из русских эмигрантов, не желающий терять контакт со своей страной. Для этого он идет работать в туристическую фирму. Фирма тоже, в свою очередь, в таком человеке заинтересована. Он прекрасно владеет русским языком, может запросто объясниться со своими бывшими согражданами, понимает их психологию, в конце концов, а это немаловажно.

А как строятся взаимоотношения с посольствами?

Ну, мне, как работнику туркомпании надо бы посольства ругать. Ведь они доставляют немало хлопот. Но я их ругать не буду. Напротив, скажу, что прекрасно понимаю. А что делать, если русских невозвращенцев на самом деле немало?

Интересно, а клиенты «Интерюнион» пытались когда-нибудь нелегально и безвозвратно уехать?

А как же! Конечно! Только мы изо всех сил стараемся не допустить того, чтоб они стали нашими клиентами.

???

Ну, представьте, к вам приходят четыре здоровенных мужика 35-40 лет и говорят, что хотят купить путевку, положим, в Чехию. Причем, билет им нужен только в одну сторону, а жить они согласны в двухзвездочном отеле всего четыре дня. Не подозрительно?

И что делается в таком случае?

Им просто мягко намекают: «Извините, Вы не убедили нас в том, что собираетесь совершить поездку с целью туризма». Если они докажут обратное, перед ними только вежливо извинятся.

Возможно, когда-нибудь визового режима не будет…

Да, и это уже новая страница в истории туризма. Вообще, это занятное дело, наблюдать, как развивается туризм в нашей стране. За 23 года, что я проработал в этой сфере, многое изменилось. И надо сказать, что в лучшую сторону. Я вообще по натуре оптимист.

В чем же будет заключаться новая функция туркомпаний, если визы канут в Лету? Не исчезнет ли вообще турбизнес?

Нет, ни в коем случае. Всегда будут находиться люди, которым лень или некогда заказывать авиабилеты, бронировать номер в гостинице и так далее. Всё это будут перекладывать на наши плечи. И ответственность турфирм станет еще больше, чем сейчас.

Значит, Вас всё устраивает в Вашей профессии – и настоящее, и загадочное безвизовое будущее?

Да, я же сказал, что я оптимист. Единственное, что хотелось бы исправить, это наши внутренние отношения. Я имею в виду отношения между турфирмами. Здесь много шероховатостей. Некоторые не стесняются делать себе рекламу за счет демонстрации недостатков конкурента. Некоторые снабжают журналистов  непроверенными или заведомо ложными данными. Не хватает какой-то культуры общения. Может, это оттого, что мы плохо друг друга знаем. У нас же нет возможности собираться всем вместе и обсуждать наши проблемы, как это делают, например, композиторы, журналисты, писатели. У них есть свои Союзы. У нас – нет.

Вы считаете, такую организацию, вроде профсоюза, нужно создать?

  Неплохо бы. За границей такие существуют. Хотя функции профсоюза могла бы выполнять и Авиационно-Туристическая Ассоциация, участником которой мы являемся. Ведь АТА, собственно, для того и была создана. Решать споры. Быть беспристрастным судьей, добрым советчиком. Я думаю, ей это удастся.