Новости

  • 26 февраля в мэрии Москвы состоялась вторая сессия Общественных слушаний на тему "Демпинг в туризме". Более 40 представителей крупнейших туристических фирм, выступающих в качестве экспертов, пытались в течение 2 часов выработать общественное мнение по поднятой проблеме. Обсуждать ее можно бесконечно, и поэтому организаторы поставили перед экспертами несколько основных вопросов, конкретизирующих ход дискуссии:

  • что такое демпинг в туризме?
  • какой конкретно отрицательный результат воздействия демпинга на отрасль и на участников рынка?
  • можно ли избежать демпинга в туризме, или, хотя бы, на отдельных его направлениях?
  • что способно стать альтернативой этому средству конкурентной борьбы?
  • какой должна быть отраслевая общественная позиция по отношению к участникам рынка, использующим демпинг?

    Самым обсуждаемым вопросом, как ни странно, оказался первый. Существующее в законодательной базе определение демпинга - искусственное снижение цен на товар или услуги с целью ограничения или вытеснения конкурента с рынка - для туристической отрасли требует некоторого уточнения. Специфика рынка туризма иногда просто вынуждает турфирмы продавать продукт по низкой цене, например, в случае, если "горят" комнаты в отелях, места в блоках. Но эти разовые акции нельзя в чистом виде отнести к демпингу. Поэтому П.Ременной, председатель МАТА, предложил разделять демпинг на "вынужденный" и "сознательный", когда фирма даже в ущерб себе продает турпродукт по цене ниже рыночной с агрессивными целями (разработка новых направлений, вытеснение конкурентов и т. д.). Звучало мнение, что демпинг - это один из инструментов рыночной борьбы, вполне уместный в суровой российской действительности, тем более, что даже в цивилизованном мировом сообществе еще не поняли, как с этим бороться. В результате, эксперты выработали несколько определений демпинга в туризме, и провели голосование. 1. Демпинг - это продажа тура ниже его себестоимости. 2. Демпинг - целенаправленное осознанное действие туроператора, направленное на вытеснение конкурента с рынка даже в ущерб собственных интересов. 3. Демпинг - это политика туроператора, заведомо продающего турпродукт по цене ниже себестоимости или близкой к себестоимости длительный период времени, влияющая на прибыль конкурентов и качество продукта. 4. Демпинг - это осознанные действия, направленные на вытеснение конкурентов в ущерб экономики участников рынка и качества и качества туристского продукта. Большинство экспертов согласились с третьей формулировкой. То, что демпинг - это плохо, не вызывает сомнения, поскольку, в первую очередь, страдают потребители, получающие некачественный турпродукт. Задачей слушаний была выработка кодекса взаимоотношений на рынке туруслуг с целью контроля агрессивного использования демпинга. Приводился пример западных вариантов урегулирования этого вопроса, когда антимонопольные структуры взимали штрафы с демпингующей фирмы, и за счет этих средств рекламировали отрасль в целом. Одно из предложений - перед началом сезона собирать основных операторов по направлениям и определять цены турпакетов разного уровня, которым все участники обязуются придерживаться.А подробную версию сессии все заинтересованные специалисты смогут прочитать в свежем номере журнала "Горячая линия".